Как известно, всё новое – это хорошо забытое старое. Оглядываясь назад, можно не только поностальгировать по ушедшим временам, но и взять себе на заметку наиболее удачные находки прошлого, то есть изучить опыт.
Мода СССР, хотя и была явлением достаточно костным и консервативным, тем не менее оставила яркий след в истории.
Неслучайно она вызывает интерес у исследователей костюма и обычных женщин, а также вдохновляет современных дизайнеров на создание ярких и запоминающихся коллекций.
Послереволюционная и довоенная мода
Первые годы после Октябрьской революции 1917 года стали временем появления одежды в стиле унисекс.
Строительницам нового общества не подходили наряды, которые шили для себя представительницы дворянства и буржуазии. Им нужна была одежда, не сковывающая движений, в которой можно было бы спокойно работать.
В условиях огромной нехватки ткани правительством была поставлена задача создать универсальный костюм для советского человека.
Была установлена общая форма верхней рубашки для мужчин и женщин и единый фасон женской юбки, не допускавший никакой отделки в виде складок, строчек и тому подобного.
Очень модными в то время были авиационные кожаные куртки, которые носили с кожаными фуражками и мужчины, и женщины. «Общей» для обоих полов была и гимнастёрка, подпоясанная кожаным ремнём.
Чисто женскими предметами гардероба были прямые юбки из сукна, платья из холста и ситцевые блузки. Яркой деталью послереволюционной женской моды СССР являлась красная косынка, которая завязывалась назад.
Параллельно в первые годы СССР существовала и другая мода: так называемый «нэпманский стиль», на появление которого повлияли западные модные веяния.
Парижский фасон платья-рубашки с заниженной талией, пришедший на смену корсетам, особенно прижился в Советском Союзе. Он не выходил из моды целое десятилетие. Варьировалась только длина.
Характерными женскими аксессуарами того времени были длинные бусы и курительные трубки. Представительницы пролетариата одевались иначе: в прямые длинные юбки и туфли на ремешке.
В 30-е годы, по словам Сталина, «жить стало лучше, жить стало веселее». Отечественная промышленность стала выпускать недорогие и качественные ткани. Наибольшей популярностью пользовались:
- атлас;
- шёлк;
- крепдешин;
- крепжоржет;
- ситец.
Символом моды 30-х годов можно назвать крепдешиновое платье в мелкий цветочек.
В начале 40-х годов советская мода не отставала от европейской. Новые веяния проникали в основном через недавно присоединённую Прибалтику. Главным трендом этого времени стали подкладные плечи. Блузки с рукавом-фонариком и платья, сильно расклешённые от талии, также стали характерными приметами довоенной моды. Как и элементы стиля милитари: погоны, складки на спине, пояс.
Мода в СССР: послевоенные годы
Во время войны, конечно, было не до моды.
Мода 40-х годов в СССР ведёт отсчёт со второй половины десятилетия, когда на смену телогрейкам, брюкам и кирзовым сапогам стали приходить блузки из тонкой ткани и брюки-клёш.
Поверх платья в цветочек надевали пиджак или жакет на пуговицах. Так впервые была обозначена тенденция сочетания женственного и грубого, ставшая столь популярной сейчас.
В начале 50-х годов практически ничего в образе советской женщины не изменилось.
На Западе победно шествовал новый женственный стиль Кристиана Диора, но до Советского Союза он дошёл только в 1959 году, когда в Москве состоялся показ Модного Дома Dior – первый зарубежный показ мод с 1911 года. Однако платье от Диора советские женщины увидели ещё раньше – на Людмиле Гурченко в фильме «Карнавальная ночь».
После VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, проводившегося в Москве, в стране появились фарцовщики – предприимчивые молодые люди, продававшие привезенную иностранными студентами модную одежду. Их деятельность внесла свежую струю в моду СССР 50-х годов. У фарцовщиков отоваривались в основном стиляги, бросившие вызов серой советской обыденности.
Они одевались ярко и броско. Характерными элементами их образа были брюки-дудочки, пиджаки с широкими плечами, галстуки-селёдочки и зонты-трости. Девушки-стиляги носили юбки до колена, обтягивающие бёдра. Свитеры с оленями также пользовались популярностью у этих представителей первой советской молодёжной субкультуры.
Ноги украшали шузы – полуботинки на толстой каучуковой подошве.
Поскольку советская лёгкая промышленность не могла удовлетворить спрос на качественные женские модели, приходилось обращаться к частным портнихам или шить одежду самостоятельно.
В это время в школах были введены уроки шитья для девочек, а в продаже появились готовые выкройки.
Тогда же была выпущена знаменитая книга «Кройка и шитьё», ставшая настольной для нескольких поколений советских рукодельниц.
Период «оттепели» — и в моде тоже
Мини-юбка стала главным модным символом эпохи хрущёвской оттепели. Сначала она была воспринята партийными функционерами в штыки. Доходило даже до измерения её длины у студенток линейкой (если она была чуть выше положенной, могли не допустить к занятиям). Но постепенно она стала неотъемлемым атрибутом гардероба не только советской девушки, но и взрослой женщины.
Ещё одним трендом моды 60-х годов в СССР стали туфли-лодочки на шпильке. Эту элегантную обувь женщины с удовольствием носили «и в пир, и в мир», несмотря на то, что она была не очень удобна. В сочетании с узкой юбкой и чёрной водолазкой туфли на шпильке создавали образ, отличавшийся особой притягательностью.
В 60-е годы в Советском Союзе стали популярными новые, искусственные ткани – лайкра, винил, нейлон. Мужские нейлоновые рубашки белого цвета пользовались у сильного пола особой любовью. А женщины не могли нарадоваться блузкам и другим вещам из кримплена – они были недорогими, не мялись и легко чистились.
Широкое распространение получила и мода на верхнюю одежду из искусственных материалов. Шубы и шапки из натурального меха были заменены на модели из искусственной лисицы, норки и каракуля. Носить их не стеснялись даже зажиточные люди.
Появление в СССР знаменитых болоньевых плащей также относится к этому периоду. Ещё одна «искусственная» тенденция – парики и шиньоны. Эти практичные «аксессуары» достаточно было прикрепить к голове шпильками, чтобы иметь красивую причёску.
Наряду с немнущимися тканями они существенно облегчали жизнь советской женщине.
Мода в СССР эпохи застоя и перестройки
Мода 70-х годов в СССР прошла под знаком импортных джинсов, которые активно поставляли советским гражданам фарцовщики. Клешёные модели считались особым шиком. Женщины стремились приобрести у фарцовщиков также прямые джинсовые юбки с разрезом, джинсовые сарафаны и батники.
Знаменитые вестерны с югославским актёром Гойко Митичем положили начало ковбойской теме в советской моде. Шерстяные юбки в клетку, а также длинные юбки с воланами и цветочным принтом стали её отражением в женском гардеробе 70-х годов.
Из верхней одежды большой популярностью пользовалась дублёнка, отделанная длинным натуральным мехом.
Вместе с шапкой из натурального меха, подобной той, что была на героине Барбары Брыльской в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром», она составляла наиболее характерный женский образ той поры.
На смену шпилькам в это время пришла обувь на платформе. Наиболее популярны были сабо, особенно модели с металлическими заклёпками. В моду вошли также «дутые» сапоги «Аляска».
70-е годы в СССР можно назвать эпохой хиппи и унисекса. Хиппи отличались «свободной формой одежды». Девушки-хиппи носили широкие юбки и свободные блузы. А клешёные брюки можно было увидеть и на женщинах, и на мужчинах.
В начале 80-х мода в СССР полностью соответствовала застою в общественной жизни и экономике. Каких-то модных прорывов не наблюдалось. Царила умеренность. Женщины носили юбки и платья длины миди, актуальной стала юбка годэ.
Наиболее «выдающейся» вещью этого времени являлись брюки-бананы. Они сужались к низу и заканчивались оборкой. Пользовались популярностью стили сафари и милитари. Тогда же зародился и отечественный деловой стиль.
Женщины, желающие продвинуться по служебной лестнице, начали носить на работу строгий пиджак с широкими плечами и неброскую блузку.
В середине 80-х пошла мода на джинсы-варёнки. Их варили в огромных кастрюлях вместе с отбеливателем, чтобы получить характерные белёсые разводы. Настоящие, импортные варёнки были доступны далеко не всем. Перестроечную эпоху отличала любовь к геометризму. Модными были асимметричные детали и прямой силуэт. Примечательными вещами 80-х были также:
Гетры. Пластмассовые клипсы. Розовые лосины. Яркие синтетические куртки.
Начало 90-х в СССР охарактеризовалось невероятным смешением стилей, пестротой.
Из знаковых вещей этого периода стоит вспомнить прямые джинсы «Мальвины», джинсовую юбку с белыми кружевными оборками «Ламбада» и чёрную куртку-косуху с множеством молний и заклёпок.
Советский Союз уходил в прошлое – и западные модные тенденции на постсоветском пространстве начинали играть всё более заметную роль.
Подпишись на наш Telegram. Присылаем лишь «горящие» новости!
Источник: https://www.obozrevatel.com/lady/fashion/69203-trendyi-proshloj-epohi-kak-odevalsya-sovetskij-soyuz.htm
Советская мода
Изучая любую историю, мы не только получаем новую информацию, но и пытаемся вынести для себя какой-то урок, руководство к дальнейшим действия, пробуем, как говорится, изучить опыт прошлых поколений.
Все это применимо и к моде. Изучая моду в других эпохах, мы многое берем на заметку, и не только мы, множество современных дизайнеров вдохновляются модой минувших лет и при этом у них получаются яркие и запоминающиеся коллекции.
Период после революции и до Великой Отечественной войны.
Такой феномен, как одежда унисекс (подходит и мужчинам, и женщинам) появился как раз после революции в октябре 1917. Ведь женщины, представительницы пролетариата, которые активно строили рабочую страну, не могли носить наряды дворянок, которые шились женщинам высокого положения. Основным критерием для них было удобство той или иной модели, ведь они работали в этой одежде.
При этом не стоит забывать о сложной экономической и политической ситуации в стране. Материалов, из которых изготавливалась одежда просто не хватало. Власть в стране хотела сделать одежду, подходящую для каждого гражданина страны.
Государством были установленные универсальные фасоны и модели рубашек и юбок. Не было никакой отделки, никаких складок и так далее. Пиком популярности тогда пользовались головные уборы и куртки-авиаторы из черной кожи. Пользовались популярности у мужчин и женщин гимнастёрка с ремнем на поясе
У женщин популярностью пользовались такие предметы одежды, как суконные юбки, холстинные платья, блузки из ситца, косынка красного цвета с завязками сзади головы.
Однако, в Советском Союзе одновременно развивалось и несколько иное модное направление. Направление нэпманской моды. Там более чувствовались навеянные с Запада мотивы. Платьишки в виде рубашек, родившиеся во Франции, были крайне актуальны у жительниц Союза.
Целых 10 лет их носили женщины. Длина при этом могла варьировать от короткой модели до более длинной модели. У женщин в те времена были популярны бижутерия и табачные приспособления, носили их как аксессуары.
Рабочие жительницы Советского Союза одевались в длинные юбки и обувь с ремешками.
В период прихода к власти Сталина появилось куда больше различных тканей. Самыми популярными были атлас, шелковые и ситцевые ткани и другие.
Главная черта моды тридцатых годов — платье в некрупный цветок. В следующем десятилетии мода была почти такой же, как на Западе. Через Прибалтику проникало множество западных тенденций. Рукава-фонарики, платья свободные внизу, объемные плечи, складки, пояса – неполный список трендов того времени.
Годы после войны
Мода во время войны, конечно же, не имела место быть. Однако, когда война закончилась, то людям вновь захотелось выглядеть красиво. В моду вошли расклешенные книзу штаны, тонкие блузки, различные пиджаки и жакеты. То самое сочетание грубоватой, мужеподобной одежды с нежной женской, что пользуется огромной популярностью в наши дни, впервые стало популярно тогда.
С пятидесятые особых модных тенденций в СССР не было. Западные веяния дошли до советского народа ближе к шестидесятым. Как раз это время в России состоялся первый в послереволюционной России показ мод.
Прошло время и в стране появились хитрые люди, именующие себя фарцовщиками. Занимались они тем, что продавали в Советском Союзе импортную одежду, которую получали от студентов-иностранцев.
Их товар был популярен у стильных людей, не желавших мириться с однообразностью и мрачностью бытия Советского Союза. Предметы гардероба, которые они носили, были заметными, выделяющимися.
Брюки-дудочки, пиджаки, бабочки, необычные зонтики, узкие юбки, резиновая широкая обувь, свитеры.
Очень часто люди заказывали одежду у портных или же шили ее сами. Тогда же в школах и начали учить основам шитья, продавать выкройки и другое, необходимое для пошива.
Оттепель в стране – потепление в индустрии моды
К власти в Советском Союзе пришел Никита Хрущев, в СССР началась так называемая оттепель. Потеплело и в модной одежде граждан.
До начала 60-х считалось, что в СССР моды нет. И, в отличие от секса, ее действительно не было. В 1965 году в
Общесоюзный дом моделей одежды пришел работать Вячеслав Зайцев и доказал, что мода в СССР все-таки существует.
Ведущим атрибутом стала мини-юбка. Причем иногда был просто абсурд. Например, у учащихся длину изделия измеряли линейкой, так они получали допуск к занятиям. Вот так вот, не очень тепло, отнеслась партия к тренду на юбки мини. Но прошло некоторое время, и такие юбки стали носить и более зрелые жительницы Советского Союза.
Еще один тренд шестидесятых – лодочки на тонком каблуке. Такую пару обуви сложно было назвать удобной, но жительницы Советского Союза носили ее целыми днями. Они прекрасно сочетались с модными образами женщин.
В эти же годы появились новые тренды на ткани. А именно на лайкру и нейлон. Причем носили эти ткани не только девушки, но и мужчины. Такие ткани были практичны, к тому же стоили недорого.
Также ненатуральное сырье перекочевало на куртки, пальто, шубы. Шубки и головные уборы из искусственного меха стеснили натуральные материалы. Также появились актуальные в стране болоньевые плащи. Появились не мнущиеся ткани, которые не требовали постоянной глажки.
Застойное время
Говоря о стиле семидесятых, нельзя не упомянуть джинсы. Они были самым популярным товаром у фарцовщиков. Большим спросом пользовались расклешенные джинсы, считавшиеся главным модным трендом. У женщин пользовались спросом также прямые юбки из денима, разрезанные, джинсовые платья и многие иные модели.
- В Советском Союзе стала появляться и активно развиваться западная тема ковбоев.
- У женщин были популярны шерстяные клетчатые юбочки, свободные широкие, рукава и цветочные принты, натуральный мех, туфли на платформе, а не на каблуке, сабо, брюки-клеш, свободные свитера.
В восьмидесятые годы в стране был настоящий застой. Это проявилось и в индустрии моды. Популярен был стиль милитари. Одежда была сдержанной. Никаких скачков в стиле просто-напросто не было. Появился деловой стиль, который предпочитали женщины-карьеристки.
Через несколько лет актуальными стали джинсы-варенки. Импортные варенки считались дефицитными. В моде были цветные ветровки, леггинсы, высокие носки.
Девяностые были заметны своей яркостью, сочетанием разных стилей. Был популярен деним, и в джинсах, и в юбках. Кожаная куртка-косуха также завоевала популярность. СССР уходил в историю, и в стране все больше чувствовались западные веяния.
Источник: https://sovietime.ru/sovetskaya-odezhda/sovetskaya-moda
Советский шик в интерьере — 20 фото
Советский союз не отличался особой заботой о бытовом комфорте граждан.
Дома с малогабаритными квартирами строились по единому стандарту, мебель и предметы обихода изготавливались исключительно с оглядкой на практичность, но никак не на эстетику.
Тем не менее, и в СССР была своя «олигархия», а значит — появлялись нетипичные, богато обустроенные квартиры. Так какой он, советский шик в интерьере?
- С падением царского строя дворцы с вычурной лепниной и антикварной мебелью превратились в коммунальную собственность рабочих.
- Особенно ярко это проявилось в Санкт-Петербурге — изящество XIX века до сих пор соседствует там с советским практицизмом и современными технологиями.
Собственное жильё, и, тем более, квартиры с несколькими комнатами, были доступны только интеллектуальной и творческой элите. К примеру, домашний кабинет В. В. Маяковского выглядел так:
В конце 30-х — начале 40-х годов развернулось масштабное строительство нового жилья. Появились первые «модные тенденции» вроде кружевных салфеток на всех горизонтальных поверхностях.
- Импортная мебель не завозилась, а отечественная промышленность предлагала лишь артельные «поделки» и кровати на железной сетке.
- Отдельная ванная комната по-прежнему оставалась для многих недостижимой целью — они прочно войдут в обиход лишь в 60-х годах.
- А вот такое подобие будуара до конца существования СССР будет считаться буржуазным излишеством.
- В начале 50-х годов квартиры самых влиятельных людей Союза выглядели подобным образом:
К примеру, на фотографии ниже — квартира Аллилуевых, ближайших родственников И. В. Сталина.
А на этом снимке — фото из хроники ТАСС со счастливой советской семьей 50-х годов. На деле, такой уровень жизни тогда могла позволить себе лишь малая часть населения.
- На стыке 50-х и 60-х годов выделяется новый советский стиль — конструктивизм. «Идеальная квартира» в этом стиле виделась дизайнерам того времени такой:
- К концу нового десятилетия артельная и антикварная мебель уступают место «ширпотребу» из ДСП, а новым предметом для зависти становятся импортные гарнитуры: польские, чешские, немецкие.
- Тогда же выделяется ещё один неотъемлемый аксессуар богатой советской квартиры — телевизор.
Шикарные квартиры постепенно «обрастают» мелочами вроде статуэток, ваз, сервизов, светильников, радиол, комнатных растений. Это можно заметить и в культовых советских фильмах.
- Музыкальные центры перестают быть чем-то сказочным и «идут в народ».
- Как, собственно, и другие электроприборы.
- В 70-х появляется первая действительно удобная мягкая мебель, хотя её всё ещё отличают совершенно дикие цвета и формы.
- В моду входят перегородки, делящие большие комнаты на комфортные зоны.
- Новоявленные богачи отказываются от ковров на стенах, предпочитая более классические изящные формы, например, такие:
- В 80-х годах заканчивает формироваться тот стиль, который известен сегодня под именем «советского модернизма».
- Именно он характерен большинству квартир, которые не ремонтировались с советских времен.
- В любой стране существует классовое неравенство, но в СССР пропасть между теми, кто живёт припеваючи, и теми, кому не повезло, была не столь разительно огромной, как в других государствах.
Источник: https://dm-st.ru/sovetskiy-shik-v-interere
Мода СССР: главные тренды эпохи
12 октября 2015 11:43
Про советскую моду говорят разное. Некоторые даже пытаются доказать, что ее вообще не было и все даже летом ходили в ушанках и валенках. На самом деле и тогда существовали тренды, последний писк и просто «это должно быть в каждом шкафу». Просто все было немного по-другому.
1. Бабетта
Придумал все Жак Дессанж, которые стал автором еще нескольких легендарных причесок, в частности coiffe-decoiffe («прическа без прически»), но вся слава досталась Брижит Бардо и ее героине.
Фильм «Бабетта идет на войну» в СССР увидели через год после премьеры, и произвел он даже более ошеломляющее впечатление, чем в Европе. Легкая романтическая комедия, где обыгрываются приключения блондинки в германском тылу, понравилась зрителю.
Актрисой бредили все советские мужчины, а женщины старательно копировали ее образ. Получалось, честно говоря, плохо. Советские мастера все уже уступали Дессанжу. Их творчеству не хватало той выверенной небрежности, которая подкупает в фильме.
Советская бабетта чаще напоминала форменные фуражки.
2. Батник
Рубашки с отложным воротником появились в пятидесятых, когда в СССР прогремели стиляги. Те называли их по-иностранному «баттондаун», слово это потом и превратилось в батник.
Винить кого-то конкретного в появлении этого тренда нельзя. Движение возникло спонтанно и захватило и золотую молодежь, и девушек с окраин. Но в те времена тренд народным еще не был.
Даже после фестиваля молодежи и студентов в 1957 году.
По-настоящему закрепиться в советском обществе батники смогли лишь в семидесятых, когда с Запада пришел стиль «унисекс». С ним тоже все сложно.
Историки моды до сих пор не могут решить, кому вручать пальму первенства: среди призеров и Коко Шанель, и Руди Гернрайх с его одинаковыми купальниками для мужчин и для женщин.
В СССР же наверняка не обошлось без хиппи, Джона Леннона и Йоко Оно. Уж очень цветастыми были советские батники.
3. Платье-балахон
Популярности Пугачевой в Советском Союзе могут позавидовать все современные российские звезды вместе взятые. Но при этом в начале карьеры иконой стиля ее назвать было сложно. Примадонна одевалась просто даже на сцене: длинные юбки, уже упомянутые батники, скучные «официальные» платья…
Стать родоначальником тренда Алле помог Вячеслав Зайцев.
В конце семидесятых для выступления на фестивале в Сопоте он придумал платье-балахон, которое одновременно удачно скрывало все недостатки фигуры и при этом было достаточно ярким и экстравагантным.
Нельзя сказать, что этот наряд всеми воспринимался с восторгом, певице даже приходили гневные письма от поклонников, но многим пышкам новый тренд пришелся очень по душе.
4. Мини-юбка
«Тлетворное влияние Запада» ощущалось в СССР уже в пятидесятых, а в шестидесятых железный занавес дал серьезную трещину, как ни старались правоохранительные органы. Очень хорошо это демонстрирует история с мини-юбкой.
Придумали ее в Англии и буквально за два-три года мода на нее распространилась на весь мир.
В СССР она появилась во многом благодаря Жаклин Кеннеди, которая стала появляться в мини даже на официальных мероприятиях, и Вячеславу Зайцеву, включившему тренд в свои коллекции.
Очень скоро советские модницы стали безжалостно обрезать свои юбки до все более кардинального мини. Власти пытались как-то бороться с этим трендом, но без особого энтузиазма. Полномасштабную кампанию проводить не стали — борцы за нравственность мстили по мелочам. Комсорги стояли у входа в ВУЗы, проверяли длину юбок и отправляли переодеваться чересчур смелых студенток. Особо провинившимся даже грозили исключением из комсомола. Ну и конечно же, привычно зубоскалил над модой «Крокодил».
Однако мини-юбка выстояла и даже стала появляться в кино, куда клеш и джинсы пробрались намного позже. Например, в ленте «Семь стариков и одна девушка» главная героиня сверкает ножками в первых же кадрах.
5. Болоньевый плащ
Своей славой в СССР он обязан Алену Делону. В 1962 году в прокат вышел фильм Лукино Висконти «Рокко и его братья» — и французский актер моментально стал секс-символом советских женщин. Каждый новый фильм с его участием собирал длинные очереди у кинотеатров.
Мужчинам же приглянулся плащ из синтетической ткани (капрона с водоотталкивающим составом), которую назвали «болонья». В СССР смогли наладить ее производство на ново-фоминской фабрике буквально за несколько лет.
Потом к ней подключились и другие, но спрос удовлетворить так и не могли.
В конце семидесятых такие плащи стали носить и женщины.
Потребность еще больше выросла, сложно было достать даже отечественную продукцию, не говоря уже об импортной.
6. Брюки-клеш
Иногда мода в советском обществе принимала характер какого-то умопомешательства. Наглядно это можно увидеть на примере расклешенных брюк. В странe они попали вместе с пластинками группы «Битлз» в конце шестидесятых. Настоящая битломания в СССР не приобрела столь же массовый характер, как на Западе, но некоторые элементы их стиля распространялись по стране с впечатляющей скоростью.
Если в капиталистическом мире мода была всего лишь легким и капризным бризом, который в любой момент мог поменять направление, то в Союзе «поветрие» продержалось десятилетия и только усиливалось со временем.
Клеш носили все, в любых сочетаниях и по любому поводу.
«Клешили» даже школьную форму, так что учителя, как блюстители нравственности, ходили с линейкой и проверяли, чтобы брюки не были шире считавшихся нормой 31 см.
7. Джинсы
История трендов в стране развитого социализма не может обойтись без джинсов. Собственно, по тому, как они видоизменялись, можно изучать советскую моду, по их стоимости на черном рынке – экономику, а по истории борьбы с трендом – уголовный кодекс.
Впервые джинсы заявили о себе в 1957 году на Фестивале молодежи и студентов, с которого для многих и началась оттепель. Счастливчики, побывавшие в столице в это время, просто выменивали их у иностранцев на всякую родную лабуду вроде шапок-ушанок.
Мода начала расползаться по стране, когда на экраны вышел американский фильм «Великолепная семерка». Несмотря на критику, его посмотрели почти 70 миллионов зрителей – и многие из них впервые узнали о «ковбойских брюках».
Популярность идеологически чуждых джинсов раздражала советские власти даже после того, как их стали официально импортировать из Индии и Болгарии. Но несмотря на карикатуры и разгромы на партсобраниях, весь советский период они оставались главным трендом, немного меняя форму: от клеша до «бананов».
8. Китайский зонтик
В начале пятидесятых советские магазины буквально завалили товарами из Китая. В тот момент страны начали усиленно дружить и строить вместе коммунизм.
СССР отправлял в Поднебесную станки, оборудование, металлы, а оттуда получал различный ширпотреб, который частенько производили кустарным способом.
Впрочем, неприхотливые советские люди, которые успели соскучиться по красивым вещам, буквально набросились на него.
Особенным спросом пользовались китайские зонтики из бамбука и шелка. Уважающая себя женщина обязательно должны была появиться с ним на пляже, на прогулке в парке и во дворе.
Пользовались спросом и веера, но их чаще вешали на стены. Мода закончилась так же неожиданно, как и началась. Умер Сталин, на двадцатом съезде развенчали его культ, чем смертельно обидели Мао Цзэдуна. Торговля прекратилась, начались конфликты, а носить такой зонтик очень быстро стало непатриотичным.
9. Полосатые гетры
В СССР мода на них началась благодаря Джейн Фонде. Американская актриса в перерывах между съемками фильмов поддерживала форму аэробикой и в какой-то момент решила, как говорят сейчас, монетизировать свое хобби. Весь мир буквально заполонили видеокассеты с ее комплексом упражнений. Перебрались они и в соцлагерь. Советским женщинам понравилась и аэробика и гетры.
В начале восьмидесятых по всей стране стали появляться самопальные группы для занятий ритмической гимнастикой, в 85-м году она проникла на центральное телевиденье, став еще одним символом перестройки.
Гетры между тем жили своей жизнью. Они попали в мощную струю популярности диско-музыки, так что их стали носить и в обычной жизни. При этом по какой-то странной причине модными стали именно полосатые изделия.
10. Искусственный мех
Мода на искусственные материалы началась в конце пятидесятых. Похожие тенденции наблюдались по всему миру, и Советский Союз не был в этом уникальным. Люрекс, нейлон, акрил, крепдешин, полиэстер и все остальные изобретения химпрома вскружили голову дизайнерам и модельерам.
В начале шестидесятых наступила эра искусственного меха. Шубки из чего-нибудь химического стали просто обязательными для модниц. Хотя первоначально предполагалось, что он станет только дешевой заменой, покупали их даже те, кто мог себе позволить настоящую норку. Ценились, в первую очередь, привозные шубки – они продавались в комиссионках дороже каракуля.
Пик популярности пришелся на середину семидесятых. Самое поразительное в том, что качество такого меха было довольно низкое. Российские морозы он просто не выдерживал. А в девяностых, когда промышленности наконец удалось повысить его характеристики, искусственный мех просто вышел из моды.
Вот и все. А что еще вспомните?
Источник:
Ссылки по теме:
Любите повспоминать, как всё было раньше?Присоединяйтесь, поностальгируем вместе:
Новости партнёров
Источник: https://fishki.net/1694664-moda-sssr-glavnye-trendy-jepohi.html
Советский шик в моде: обратно в СССР
Советский шик в моде: обратно в СССРВысоцкая Life ∙ Администратор, Москва
Советская мода 70-х годов была очень своеобразна. Из-за железного занавеса было сложно разглядеть, что носят в Европе и Америке, а дефицит товаров ограничивал выбор до минимума.
Так, хитами советских времен стали безумно короткие и яркие юбки, цветные колготки, кримпленовые костюмы, вязаные жилетки и брюки клеш. Однако многие вещи из далеких 70-х периодически появляются на подмостках моды, а некоторые из них даже превращаются в настоящие тренды.
Конечно, они выглядят уже немного иначе, но силуэты и расцветки вполне узнаваемы. Как советский шик можно вписать в гардероб начала XXI века?
Советский шик в моде: обратно в СССРСоветский шик в моде: обратно в СССР
В конце 70-х — начале 80-х мир охватила настоящая джинсовая лихорадка, которая не обошла стороной и нашу страну. Самыми супермодными считались джинсы и куртки, на которых со временем появлялись потертости.
Проблема была в том, что советская джинсовая ткань, представляющая собой хлопок саржевого плетения, протираться никак не хотела. Предприимчивые советские люди обрабатывали отечественный деним пемзой и варили в «Белизне».
Благодаря хиппи в моду вошли рваные джинсы как символ свободы и протеста. Все джинсы отличала одна особенность — высокая талия, мода на которую вернулась, поскольку это удобно и практично.
Сейчас также возвращаются модели свободного и мешковатого кроя, клеш, «бананы» и «варенки». В коллекциях некоторых дизайнеров уже давно встречаются полностью выбеленные джинсы и модели с кислотными разводами.
Советский шик в моде: обратно в СССРСоветский шик в моде: обратно в СССРСоветский шик в моде: обратно в СССР
«В гардеробе каждой женщины советской эпохи были платья и блузки с яркими цветочными узорами, которые чаще всего шились из синтетики. Сейчас интерес к таким принтам растет с каждым годом, а однотонная одежда постепенно вытесняется яркими и сочными расцветками.
Я недавно была на Неделе высокой моды в Париже и обратила внимание на обилие тканей с очень крупными и броскими цветами. Даже строгие брючные костюмы были усыпаны розами, лилиями и маками. Это смотрелось необычно и свежо.
Моей бабушке, которая носила только цветастые кримпленовые платья, такая мода пришлась бы по душе!»
Советский шик в моде: обратно в СССРСоветский шик в моде: обратно в СССРСоветский шик в моде: обратно в СССР
Культура хиппи оказала на моду СССР весьма сильное влияние. Представители этого направления призывали вернуться к природе, поэтому фольклорные и этнические элементы с психоделическими рисунками стали еще одним трендом молодежной моды. Причем, что особенно интересно, хиппи не ограничивали свой интерес какой-то отдельной культурой. В их нарядах было смешение стилей разных народов.
Национальные костюмы, которые модельеры 70-х, вдохновленные хиппи, начали адаптировать под современную одежду, вполне прижились в нынешней моде, но выглядят они более органично.
Этнический декор сегодняшнего дня — это этнические орнаменты на одежде, вышивка, бахрома, аппликация, бусины, бисер, вязаные вставки и обилие украшений.
Если вы хотите внести в свой гардероб элементы стиля хиппи, носите свободные рубашки, сарафаны и джинсовые куртки с нашивками, футболки с ручной росписью, платья и туники с джинсовыми жилетками и яркой тесьмой вокруг головы. Писк моды — жилетка со знаком «пацифик», главной эмблемой хипповского движения.
Советский шик в моде: обратно в СССРСоветский шик в моде: обратно в СССР
Плиссированная юбка, ненадолго забытая при вступлении в новый век, снова вернулась из 70-х годов в нашу повседневную жизнь. И это не удивительно, ведь она потрясающе женственная и романтичная. Такая юбка не сковывает движений, делает походку плавной, а фигуру — соблазнительной.
Складки на современной юбке плиссе могут быть не только вертикальными, но также горизонтальными и диагональными. Очень стильно выглядят многоярусные плиссированные юбки и модели асимметричной длины. В наши дни дизайнеры нередко используют ткань плиссе в создании новых нарядов, собирая ее в изящные драпировки и создавая эффект жатого материала.
Советский шик в моде: обратно в СССРСоветский шик в моде: обратно в СССР
В конце 70-х появилась мода на подплечники, и женские фигуры стали выглядеть более брутально. Возможно, это было влиянием феминистских тенденций, ведь широкие плечи помогали женщинам выжить в мире мужчин, а также занять руководящие посты и делать политическую карьеру.
Со временем эта деталь гардероба канула в Лету, но ненадолго. Современные дизайнеры снова вернулись к широким плечам, которые, правда, больше напоминают эполеты. На подиумах Нью-Йорка и Милана можно увидеть хрупких моделей в пиджаках с объемными плечами.
Это выглядит необычайно элегантно и чуточку эпатажно.
Пиджаки на мужской манер особенно интересно смотрятся с типично дамскими вещицами — шелковыми топами в бельевом стиле, цветными шарфиками и изящными сумочками.
Широкий ремень, хит советской моды, снова на пике популярности. Возможно, причина в том, что он делает талию тонкой и немного удлиняет тело. В итоге женщина выглядит намного стройнее. Мужчины в 70-е носили широкие плетеные ремни и широкие галстуки. Все это можно увидеть в новых дизайнерских коллекциях, включая тканевые ремни под джинсы, декорированные кожаными вставками.
Стилист Ирина Бескулова рассказывает о возрождающейся моде на мужские широкие галстуки.
«Такие аксессуары вовсе не являются современными дизайнерскими находками, они пришли к нам из 70-х годов. В СССР широкие галстуки, к сожалению, не до конца оценили и зря. Сейчас они стали стильным элементом делового гардероба и смотрятся более чем элегантно, особенно в сочетании с модными жакетами и джинсами».
Советский шик в моде: обратно в СССРСоветский шик в моде: обратно в СССР
«Мымра» Людмила Прокофьевна из «Служебного романа» была для советских людей примером антистиля, зато сейчас героиня Алисы Фрейндлих считалась бы модной и дорого одетой дамой. Ее коричневый костюм, приводивший в ужас секретаршу Верочку, появился в одной из коллекций Prada, а лоферы в casual-стиле из лакированной кожи считаются писком моды.
Кстати, очки в роговой оправе, которые принес на съемочную площадку оператор «Мосфильма», принадлежали его отцу. И очень жаль, что в конце фильма Рязанов снял с героини этот стильный по нынешним представлениям аксессуар. Он хотел продемонстрировать, как из спящей куколки вылупляется бабочка.
Если бы ему удалось заглянуть в коллекцию современных законодателей моды, он бы увидел абсолютно такие же роговые очки, в которых щеголяют по ковровой дорожке знаменитости. И совершенно зря Верочка посоветовала начальнице выщипать брови — сейчас это уже признак дурного вкуса, ведь в моде естественная красота.
Ну а знаменитое клетчатое платье, в котором «мымра» в конце фильма производит настоящий фурор, повторяется с некоторыми дополнениями у Fendi и Miu Miu.
Советский шик в моде: обратно в СССРСоветский шик в моде: обратно в СССР
Носочки, которые в 70-е годы младшие школьницы носили с туфлями и босоножками, тоже стали модным трендом. Более того, современные модницы носят носки со спортивной обувью, ботильонами и даже элегантными лодочками на высоком каблуке. Конечно, цвет носков должен все-таки гармонировать с одеждой.
К примеру, если вы надеваете цветастые носки с классическими туфлями, юбкой и жакетом в деловом стиле, вас не поймут. Тут больше подойдут аксессуары телесного оттенка. Носки в цветочек прекрасно рифмуются с длинным платьем в стиле этно или с туникой, только туфли лучше подобрать на плоской подошве.
Все-таки мода развивается циклично, поэтому какие-то вещи уходят в тень, а потом снова появляются в новом амплуа. Наверно, в этом и заключается развитие и совершенствование…
Еще недавно оборки, большие банты и рюши относились к винтажной моде. Но сейчас воздушные силуэты и оборки становятся привычными элементами современного женского образа. На последних модных показах в Милане рюши были даже на брюках и кокетках. Очевидцы утверждали, что весь Милан шуршал от невероятного количества оборок на нарядах из органзы, шелка и парчи.
©pinterest.ru/omm1478/
Советский шик в интерьере: как дизайнеры используют мебель из хрущевокИзвестные модельеры с советскими корнями
Источник: https://www.jvlife.ru/articles/1738-sovetskiy-shik-v-mode-obratno-v-sssr
Мода 1970-х в СССР
Мода 70-х годов — яркое пятно в истории fashion-индустрии. Ее смелость и самобытность стали отражением целой эпохи и положили начало новым трендам. Расскажем, как одевались жители СССР в 70-е годы прошлого столетия.
Back-in-USSR.com
Мужская мода 70-х годов: СССР
- Мода в СССР и во всем мире этого десятилетия отличалась от того, что носили 10 или 20 лет до этого.
- В первую очередь, огромную популярность приобрел стиль унисекс, позволявший мужчинам и женщинам носить одинаковую одежду и при этом выглядеть стильно и оригинально.
- Мужская мода 70-х устремилась в сторону феминных образов: мужчины не боялись обтягивающей одежды, ярких цветов и веселых принтов.
- Эта свобода и экстравагантность немало привнесли в мужскую моду будущего: некоторые тенденции стали вдохновением для современных дизайнеров и устремили моду для мужчин в совершенно новое и неизведанное русло.
- Вот наиболее яркие детали одежды мужчин 1970-х:
- Приталенные рубашки самых разнообразных и невероятных расцветок были популярны среди сильной половины советского населения.
- Впрочем, женщины их носили с не меньшим удовольствием.
- Одно время модными были очень длинные края воротника батников, которые выкладывали поверх лацканов пиджака.
- Если цвет рубашки и костюма контрастные, то образ можно было смело назвать ультрамодным.
- Тонкий свитер с воротником-стойкой — неотъемлемая часть мужского гардероба.
- Так как стиль 70-х тяготел к многослойности, надевали водолазки под все, включая рубашки и батники.
Так в СССР называли модели с вязкой «в рубчик». Их изготавливали из трикотажа и синтетических тканей.
БезФормата.Ru
Как женщин, так и мужчин покорили брюки-клёш, причем сильный пол носил не только темные, но и яркие цвета.
Большинство шили модные штаны сами. Ключевой особенностью 70-х было расширение штанины от колена и длина: брюки должны были сильно закрывать обувь.
Деним, который доселе считался материалом для ковбоев и фермеров, стал весьма респектабельной тканью.
Джинсовый бум затронул все слои населения, а те, кто не мог себе позволить джинсы, обязательно о них мечтал.
Культура хиппи принесла моду на потертые джинсовые брюки и куртки. Их украшали вышивками и аппликациями.
Trendy-U
- Обувь с каблуками и платформой.
- Еще один атрибут женской моды, который перекочевал в мужской стиль в 1970-е годы.
- Обувь на каблуке и платформе выглядела на мужчинах довольно экстравагантно, но с учетом остальных деталей туалета весьма органично вписывалась в образ.
- Особенно хорошо такая обувь сочеталась с брюками-клёш.
- Длинные пальто и плащи тоже перестали быть прерогативой женщин.
- В 1970-е мужчины облачались в них с превеликим удовольствием и не ограничивали себя в выборе цвета и оттенков: пестрота моды той эпохи прослеживалась даже в верхней одежде.
- Вместе с приталенными рубашками в мужскую моду вошли этнические мотивы, подхваченные движением хиппи.
- Стали популярны широкие рубашки свободных силуэтов, которые часто сочетались с жилетами.
Феминный налет мужской моды 70-х выражался во всем. Мужчины стали носить украшения: браслеты и кулоны, отращивать волосы и укладывать шевелюры.
Тем не менее в парикмахерской моде вырисовалась и чисто маскулинная тенденция: многие мужчины в 70-е отращивали усы.
Мода 60-х годов: платья
Мода 70-х годов в СССР женская
Мода 1970-х годов менялась стремительно, а потому гардероб советских женщин в то десятилетие был весьма многообразным.
В этот период были популярны так называемые комплекты, которые, по сути, были набором базовых вещей.
- В каталогах и магазинах предлагали приобрести костюм, к которому имелись юбки другого покроя, блузы или рубашки и прочие вещи, которые можно варьировать между собой и долго носить не повторяясь.
- Вот вещи, без которых невозможно представить модниц 1970-х:
- Длина мини, которая стала писком моды в 60-х, в последующее десятилетие не утратила актуальности, а наоборот, стала еще провокационнее.
- Дамы носили очень короткие юбки и платья, причем позволяли себе это женщины с любым типом фигуры.
Материалы были разнообразны. Особой популярностью пользовались габардин, кожа и замша.
Брючные костюмы стали хитом. Этот новый деловой стиль в СССР обрел большую популярность.
С костюмами всевозможных цветов и расцветок носили блузы, батники и водолазки — все, что было модно в то десятилетие.
Самыми популярными были костюмы из кримплена. Несмотря на то что в них жарко, модницы были готовы выдержать все, чтобы блеснуть стильным нарядом.
В повседневной жизни до поры до времени брюки не были столь популярны, но затем ворвались и в так называемый стиль casual.
VELVET.by
Влияние движения хиппи привнесло свои коррективы: в какой-то момент длина мини осталась в прошлом. Вместе с ней со страниц модных журналов ушли и простые геометрические силуэты 1960-х.
- В моду ворвались миди и макси, широкие юбки и платья в пол свободного покроя.
- Для многих девушек и женщин изменение длины и фасона стало облегчением: в просторных одеждах было легко и удобно.
- В то же время мода била по бюджету: ткани на длинное платье или юбку требовалось куда больше, чем на мини.
VELVET.by
- Босоножки на деревянной подошве.
- В моду начали входить натуральные материалы: это касалось как одежды, так и обуви.
- Писком моды в 70-х был деревянный каблук или танкетка.
- Советским женщинам нравились такие туфли и босоножки не только из-за моды, но и из-за практичности: обувь хорошо носилась и служила верой и правдой не один год.
С приходом брюк в повседневную моду хитом стал клёш. Особенно популярен был вельвет.
Некоторые девушки украшали брюки блестками и вышивкой. Джинсовые брюки-клёш с градацией цвета от светло-голубого до синего — мечта каждой второй представительницы прекрасного пола.
Впрочем, помимо этих моделей, в 70-е было множество других модных фасонов: юбки-брюки (вновь модные сейчас кюлоты), капри, бермуды, бриджи.
В конце 70-х свободный брючный силуэт отошел в сторону, уступив место штанам в обтяжку.
- Джинсовые юбки и сарафаны.
Из джинсовой ткани шили все, включая сарафаны и юбки.
Особенно часто женщины носили их с водолазками, тем самым совмещая сразу два модных тренда в одном образе.
Платья, которые застегивались на пуговицы от верху до низа, приобрели популярность к концу 70-х.
Для них выбирали натуральные материалы (легкие ткани вроде льна и хлопка естественных цветов) и пуговицы из дерева и перламутра.
Вязаные жилетки были у всех — у мужчин и женщин. Их надевали поверх всего.
Кто-то вязал их сам, пуская в ход старые шарфы. Редкие счастливчики покупали модную деталь гардероба за границей.
Стоит отметить и прочие аксессуары, которые были популярны среди женщин 70-х: широкополые шляпы, очки в круглой оправе, обилие украшений в этностиле, бижутерию с цыганскими мотивами.
История моды помнит 70-е как одно из самых ярких десятилетий. Забавно, что некоторые вещи тех времен вполне актуальны сейчас, ведь, как все мы знаем, мода циклична.
А в вашем гардеробе есть вещи 70-х?
Винтажный стиль в одежде женщин и мужчин
Источник: https://www.nur.kz/1737459-moda-70-h-godov-sssr.html